Гидроизоляция лифтовых шахт

Устройство лифтовой шахты

   Пассажирские лифты периодического действия, применяемые в жилых зданиях, рассчитаны на грузоподъемность до 1000 кг (12 человек). Грузопассажирские лифты отличаются увеличенной кабиной и повышенной грузоподъемностью.

В жилых домах лифты устанавливаются при этажности пять этажей и более. В зданиях до девяти этажей — по одному пассажирскому лифту, до шестнадцати — по два лифта, выше — группы лифтов, включающие лифты-экспрессы.

Кабина, подвешенная на нескольких стальных канатах и связанная с противовесом, приводится в движение лебедкой, расположенной в машинном отделении. Кабина и противовес скользят по направляющим. В нижней части шахты расположен приямок с амортизационным устройством.

Под лифтовые шахты устраиваются отдельные фундаменты, которые должны выдерживать нагрузку от силы тяжести шахты, навесного оборудования и динамической нагрузки посадки кабины на буфер. Фундамент под шахту лифта выполняется в виде массивной монолитной железобетонной плиты, отделенной от примыкающих фундаментов зазорами от 20 мм. Зазоры предназначены для снятия вибрационных нагрузок и звукоизоляции.

Шахта проектируется как отдельно стоящее сооружение, не связанное с другими конструкциями здания. Нижний элемент шахты устанавливается на фундамент по свежеуложенному слою цементного раствора марки 200.

Необходимость гидроизоляции шахты лифта

   Шахту лифта необходимо изолировать от попадания влаги, которая вызывает не только разрушение железобетонных элементов конструкции, но и порчу дорогостоящего оборудования.

Гидроизоляцию лифтовых шахт в условиях современного строительства часто выполняют неправильно, с нарушениями СНиП, что приводит к заполнению шахт грунтовыми водами.

Одним из мест, через которые может проникать вода в шахту лифта является примыкание стенок шахты с полом. Полом обычно служит залитый бетонный массив, толщиной до 400 мм, основной функцией которого является омоноличивание подпорок под амортизаторы (буфера) лифта.

Гидроизоляция шахты лифта проводится следующим образом

   Вдоль всей стенки лифтовой шахты выполняют штрабу глубиной не менее 40-50 мм. Отметим, что выборка бетона происходит из массива пола, лишь слегка задевая стенку шахты. Подготовленную штрабу промывают струей воды под давлением 250 – 300 атм. Если из штрабы «давит» вода, ее (штрабу) углубляют еще на 20 мм, промывают и останавливают протечку сверхбыстротвердеющим составом «КТтрон-8». Затем на дно штрабы устанавливают набухающий профиль или герметик. Штрабу зачеканивают шовным ремонтным составом «КТтрон-2» заподлицо с полом, с выводом небольшой галтели на стену. После набора прочности «КТтрон-2», примыкание необходимо обмазать двухкомпонентным эластичным гидроизоляционным материалом «КТтрон-10 2К» с захватом прилегающих плоскостей на 100 — 150 мм. Следует предусмотреть армирование первого слоя малярной стеклосеткой с ячейкой 5х5 мм.

Гидроизоляция лифтовых шахт

Аналогичным образом обрабатываются примыкания пола к подпоркам под амортизаторы.

Однако данный способ гидроизоляции возможен при условии, что бетон пола является монолитом с марочной прочностью не ниже М250-300. Если прочность бетона ниже указанной или он растрескан по всей поверхности, рекомендуем вырубать его на глубину 200 мм и восстанавливать до проектной отметки. Для восстановления следует использовать бетон приготовленный на базе «КТтрон-3 Л600» с добавлением крупной фракции щебня 5 – 10 мм, в количестве 12,5 кг мытого щебня на мешок сухой смеси весом 25 кг.

Прочность такого бетона после заливки уже на вторые сутки достигает М 300 и продолжает расти до М 650-700. В эксплуатацию лифт можно пускать через неделю.

Наряду с гидроизоляцией важно предусмотреть вентиляцию шахты, которая помогает бороться с влагой и ее негативными последствиями.