Ремонт дефектов бетона с оголением арматуры
Степень разрушения бетона и участки оголения арматуры
В зависимости от глубины разрушения бетона можно выделить следующие степени разрушения конструкции:
- поверхностные разрушения до 20 мм;
- средняя степень разрушения 20-40 мм;
- высокая степень разрушения 40-100 мм;
- очень высокая степень разрушения более 100 мм.
Поверхностные разрушения до 20 мм, как правило, не затрагивают арматуру. Дефекты бетона средней степени разрушения и выше диагностируют участки оголения металлической арматуры. Ремонт дефектов в этом случае требуется производить с устройством антикоррозийной защиты металлической арматуры, а в иных случаях с заменой самой арматуры или ее части.
Защита арматуры от коррозииобязательна и производится до укладки ремонтных материалов. Это значительно уменьшает вероятность образования нового коррозионного слоя в результате воздействия на арматуру влажности, агрессивных сред и т.д. Для защитыарматуры от коррозииприменяются пассивирующие составы, которые создают на поверхности металла препятствующий коррозии защитный слой.
В системе ремонтных и гидроизоляционных материалов «КТ трон» для защиты арматуры от коррозии служит состав «КТ трон-праймер»
КТ трон-праймер
Материал «КТ трон-праймер» обладает двойным действием: повышает адгезию материалов «КТ трон» к различным поверхностям (в качестве грунтовки) и создает защитный слой на поверхности металлических элементов (в качестве антикоррозионного покрытия).
Выбор технологического решения для ремонта дефектов бетона с оголением арматуры
Выбор технологического решения по ремонту конструкции при наличии участков оголения арматуры зависит от величины коррозии (см. таблицу 1.).
Таблица 1. Выбор технологического решения ремонта конструкции в зависимости от степени коррозии арматуры
Степень коррозии арматуры |
Технологическое решение |
1-5% |
1. Удаление продуктов коррозии с арматуры.
2. Защита арматуры от коррозии. 3. Восстановление защитного слоя бетона без требования усиления конструкции. |
5-30% |
1. Удаление продуктов коррозии с арматуры.
2. Защита арматуры от коррозии. 3. Восстановление бетона сусилением конструкции (без дополнительной установки арматуры). |
>30% |
1. Удаление продуктов коррозии с арматуры.
2. Установка дополнительной арматуры или замена существующего арматурного каркаса. 3. Защита арматуры от коррозии. 4. Восстановление бетона сусилением конструкции. |
Технология ремонта дефектов бетона с оголением арматуры
- Оконтурить дефектный участок в пределах защитного слоя бетона (на глубину не менее 10 мм) пропилом с алмазным диском с углом наклона надреза 10-15° в сторону дефекта – для придания формы типа «ласточкин хвост».
- Удалить участки слабого и разрушенного бетона при помощи отбойного молотка, перфоратора. Глубина расчистки бетона за арматурой должна быть минимум 20 мм. Поверхность для нанесения ремонтных материалов должна быть шероховатая.
- В случае наличия активных течей устранить напор воды сверхбыстротвердеющим материалом «КТтрон-8».
- Расшить швы, в случае их наличия, на глубину не менее 30 мм и ширину не менее 20 мм. Поверхность полученных штроб очистить, увлажнить и заделать материалом для ремонта швов «КТтрон-2».
- Очистить оголенную арматуру от участков коррозии при помощи пескоструйного аппарата. При наличии участков коррозии более 30% арматуру заменить на новую (согласно табл. 1).
- Нанести на очищенную арматуру защитный состав «КТтрон-праймер».
- Увлажнить водой подготовленную поверхность перед нанесением ремонтного состава.
- Произвести укладку ремонтного материала, необходимого для конкретного технологического решения, одним из двух методов.
- 1. Заполнить полость дефекта методом послойного нанесения при помощи шпателя тиксотропным материалом «КТтрон-3» или «КТтрон-3 Т500. При этом толщина одного слоя должна быть не более 30 мм (см. рис. 1).
- 2. Заполнить полость дефекта методом заливки литьевым материалом «КТтрон-3 Л400» или «КТтрон-3 Л600».
- 2.1. Установить опалубку.
- 2.2. Залить раствор ремонтного материала через заливочное отверстие в заопалубочную область.
- 2.3. Ремонт одного участка производится без перерыва и без устройства холодных швов.
- 2.4. Подвижность растворной смеси позволяет проводить укладку без виброуплотнения. Уплотнение раствора производится побуждением опалубки вручную с внешней стороны непродолжительными постукиваниями по ней.
- 2.5. Распалубку отремонтированного участка производить не ранее, чем через 24 часов после окончания заливки.
- 2.6. После снятия опалубки, при необходимости, поверхность зачистить и затереть (см. рис. 2).
- Уход за восстановленной поверхностью.
- 1. Увлажнять водой на протяжении не менее 7 суток.
- 2. Предотвращать воздействие механических нагрузок в период набора прочности ремонтного материала.
- Дальнейшая обработка поверхности.
- 1. Материалы на минеральной основе, в том числе защитные материалы «КТтрон», наносить не ранее чем через 7 суток.
- 2. Материалы на органической основе наносить не ранее чем через 14 суток.
Применение материалов «КТтрон» позволяет не только восстанавливать геометрические размеры конструкций, но и восстанавливать несущую способность, добиваясь того, чтобы восстановленная конструкция работала как единое целое с ремонтным материалом.
Все ремонтные работы производить согласно инструкциям по применению материалов «КТтрон», СТО КТ 52304465-003-2009, СТО КТ 52304465-004-2010.
Схемы ремонта дефектов бетона с оголением арматуры приведена на рисунках 1 и 2.
Рисунок 1. Схема ремонта дефектов бетона с оголением арматуры:
а – дефект бетона с оголением арматуры;
б – удаление разрушенного бетона, нанесение на арматуру защитного слоя;
в – восстановленный участок конструкции.
1 – строительная конструкция; 2 — арматура; 3 – материал «КТтрон-праймер»;
4 – ремонтный материал «КТтрон» тиксотропный (в зависимости от проекта)
Рисунок 2. Схема ремонта дефектов бетона с оголением арматуры:
а – дефект бетона с оголением арматуры;
б – восстановление конструкции методом заливки в опалубку;
в – выравнивание поверхности.
1 – строительная конструкция; 2 — арматура; 3 – материал «КТтрон-праймер»;
4 – опалубка; 5 — ремонтный материал «КТтрон» литьевой (в зависимости от проекта).